Голосование завершено
У войны не женское лицо! У войны не женское начало» - Тимофеев Илья Алексеевич, 11 лет
У войны не женское лицо!
У войны не женское начало.
Помнишь, шли мы всем смертям назло
Шли мы в бой, а было нам так мало…
Помнишь, было трудно убивать
Хоть и враг, мы были человечнее,
В грязь болота падать и вставать,
И при этом оставаться женщиной …
Недалеко от школы, в которой я учусь, есть улица Марины Расковой. Однажды я задумался: что же такого сделала эта женщина, что её имя носит улица? Так началось моё исследование…
Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. Будущая знаменитая летчица и «крёстная мать» отечественной ночной бомбардировочной авиации окончила школу-семилетку, попутно обучаясь в детском отделении Консерватории. Свой музыкальный талант Марина унаследовала от папы, который был преподавателем пения.
В 1932 году 20-летняя Марина устроилась чертёжницей в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского.
В то время – 1930-е годы – лётное дело стало в Стране Советов модным и даже романтическим увлечением.
Прилежная студентка Раскова, подогреваемая любопытством, одну за другой штудировала книги о мастерстве штурмана, изучала сопутствующие науки: высшую математику, физику, радиотехнику, астрономию.
По окончании в 1934 году Ленинградского института Гражданского воздушного флота, Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации.
В 1930-е годы Марина Михайловна была очень известна в СССР, ей принадлежали несколько мировых авиационных рекордов на дальность перелётов. Особенно она прославилась в сентябре 1938 года, совершив в качестве штурмана беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток на самолете АНТ-37 «Родина».
С началом Великой Отечественной войны Раскова добилась разрешения на формирование отдельной женской боевой части и лично сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков:
586-го истребительного, 587-го бомбардировочного, 588-го ночного бомбардировочного.
Более всего противник боялся отважных девушек-пилотов 588-го полка и наделил их звучным прозвищем «Ночные ведьмы».
Летал полк на многоцелевом биплане У-2 (или По-2), созданном в 1928 году под руководством авиаконструктора Н.Поликарпова. Двухместные бипланы были слабо защищены, имели фанерный фюзеляж, аэронавигация осуществлялась при помощи секундомера и карты, вооружение отсутствовало, до 1943 года не было парашютов. Бомбовая нагрузка составляла 200 кг, лётчицам приходилось совершать несколько боевых вылетов.
Поскольку У-2 был легкий и летал на небольшой высоте, лётчицы подлетали на определённое расстояние к цели, глушили двигатели, и биплан беззвучно планировал. Затем лётчицы сбрасывали бомбы, запускали моторы и улетали.
Нередко, при наличии у противника серьезных средств ПВО, «Ночные ведьмы» строили свой боевой порядок в три самолета. Два из них привлекали к себе внимание прожекторов, расходились и начинали совершать маневры, уходя от зенитного огня. Одновременно третий бомбардировщик незаметно пролетал в темноте и наносил удар по цели. После самолеты менялись местами и снова использовали ту же тактику.
За время Великой Отечественной войны полк «Ночных ведьм» произвел более 23 тысяч вылетов, перерывы между которыми иногда составляли 5 минут. Полк уничтожил 17 переправ, 9 эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов, вызвал 811 пожаров.
М.Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, который во время войны был переименован в 125-й гвардейский пикеровочно-бомбардировочный, а так же удостоен почетного наименования «Борисовский» и награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени.
Марина Михайловна Раскова - одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны I-й степени.
4 января 1943 года близ Саратова майор М.Раскова вылетела на фронт к месту дислокации во главе новой эскадрильи. В сложных метеоусловиях самолёт потерпел аварию.
Про Марину Михайловну говорили, что она летчица «от Бога», но тяжелые метеоусловия сделали своё чёрное дело: советская лётчица-штурман погибла при исполнении служебных обязанностей.
Именем Марины Расковой названы 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиаполк, самолёты, пароходы, Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, там же установлен бюст героини.
Имя Марины Расковой носят улицы и переулки во многих городах бывшего СССР (только в Москве - площадь, улица и переулок). Есть её имя и на карте Воронежа – в Сомово.